20 февраля 2018 года мы зарегистрировали наш новый дом в Росреестре и Кадастровой палате (сейчас это делается одновременно и в одном месте). И теперь пришло время написать статью о регистрации дома ИЖС.
Моя статья на эту тему должна была начаться так: “Эта статья устарела еще до написания. Дело в том, что с 1 марта 2018 года для регистрации дома в Росреестре необходим ввод в эксплуатацию.”
Однако! Я всегда проверяю первоисточники. Лезу в Градостроительный кодекс, а там – сюрприз! – 28 февраля 2018 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон №36-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, в котором, среди прочего, вносится очередное изменение в Закон, вносящий изменения в Градостроительный кодекс…
Короче. В соответствии с действующим на 6 марта 2018 года Федеральным законом от 29.12.2004 N 191-ФЗ (ред. от 28.02.2018) “О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации” до 1 марта 2020 года не требуется получение разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.
Каково? А мы-то торопились! Ну, ничего. Зато теперь мой отчет будет действительным еще два года 🙂
Итак, по порядку (рассказываю, как это было у нас в Ленинградской области – страна большая, могу быть нюансы).
После того, как вы в основном построили дом (нужен фундамент, стены, крыша, внутренние перегородки, окна и входная дверь – это необходимый минимум), можно обращаться в Росреестр для регистрации дома. Мы спешили, потому что смотри выше. Если вы не торопитесь, спокойно можете завершить строительство, закончить отделку и подключить коммуникации, и только после этого регистроваться.
Первое, что вам нужно – это найти кадастрового инженера, без этого не обойтись. Список аттестованных кадастровых инженеров есть на сайте Росреестра, но вообще их контакты можно найти и в Интернете, и в объявлениях в МФЦ и местных администрациях.
Сначала инженер присылает геодезистов, которые “снимают” расположение дома на местности. Мы геодезистам платили лично в руки, но часто их услуги входят в ту сумму, которую вы платите инженеру. Потом он приезжает к вам и замеряет дом. На основе этих измерений составляется сначала документ, который называется “Характеристики объекта недвижимости”. С этой бумажкой вы идете в местную администрацию, чтобы получить адрес.
Нюанс: в списке документов этой бумажки нигде нет обычно, но у нас “не всяко слово в строку пишется”, как говорил один из персонажей комедии А.С. Пушкина “Борис Годунов”. Администрация из этой бумажки берет площадь дома, которая указывается в постановлении о присвоении адреса.
Заявление о присвоении адреса, как я уже сказала, пишется в местной администрации. К нему прикладывается копия паспорта, копия документов на участок, копия разрешения на строительство и копия “Характеристик объекта” (поэтому мне не пришлось ехать за ними к инженеру – великая вещь – скан по интернету). Через неделю-две вы получаете постановление о присвоении дому адреса.
Копия этого постановления отправляется кадастровому инженеру, который готовит уже технический план здания. Для его оформления наш кадастровый инженер попросила у нас:
- копию паспорта
- номер СНИЛС
- документы на участок (договор аренды)
- разрешение на строительство (о его получении я писала здесь)
- постановление о присвоении адреса
В результате мы получили от нее толстую папку, содержащую следующие документы:
- технический план здания
- выписка из ЕГРН
- кадастровый план территории
- согласие на обработку персональных данных
- постановление о присвоении адреса
- разрешение на строительство
- декларация об объекте недвижимости
- документы на участок (договор аренды)
- поэтажный план
Я не уверена в необходимости предоставления выписки и декларации, но лучше больше, чем меньше за те же деньги. Кстати, стоят услуги кадастрового инженера у нас от 15000 рублей, в зависимости от характеристик и расположения вашего дома.
К папке прилагался диск, на котором все эти документы были в электронном виде. Папка предназначалась нам, диск – в Росреестр.
Документы на регистрацию дома ИЖС я подавала в МФЦ. Это без очереди и уютно.
Для регистрации нужно предоставить:
- паспорт
- СНИЛС
- нотариальное согласие супруга на регистрацию дома на ваше имя (если регистрируется на одного из супругов; или еще может быть брачный контракт)
- диск от кадастрового инженера
- могут попросить оригиналы документов на участок, разрешения на строительство – сверить
- квитанцию об оплате госпошлины: за дом ИЖС – 350 руб. Обратите внимание – реквизиты при подаче документов в МФЦ и в Росреестр – разные
Срок готовности документов – 12 дней у нас. На руки вы получаете выписку из ЕГРН.
Вот такая статья. Много букв и только одна картинка – для красоты 🙂